Право на образование для детей со СМА

 В статье, подготовленной на основе выступления юриста Центра лечебной педагогики Ильмиры Киш на VII Конференции СМА, рассказывается об основных правах детей со СМА на получение образования.

Существует несколько российских и международных документов, в которых закреплено право на образование для человека с инвалидностью.


Это Конвенция о правах ребёнка, одобренная генассамблеей ООН в 1989 году, Конституция Российской федерации и Семейный кодекс.


Конвенция признает право на образование для ребенка с инвалидностью, а также осуществление его на основе равных возможностей. Этот документ ввел в оборот принцип инклюзивности образования, независимо от состояния здоровья и диагноза ребенка.

Конституция РФ также закрепляет право на образование для детей с ОВЗ. Гарантии его получения установлены в федеральном законе №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Он создает правовые и социально-экономические условия для реализации права на образование для человека с инвалидностью на уровне дошкольного, общего начального, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и бесплатного высшего образования. Также гарантируется получение дополнительного образования.

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации закрепляет и поддерживает право получения инвалидами образования, и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для этого. Ребенок с ОВЗ может получать его наравне с другими гражданами страны в соответствии с разрабатываемыми адаптированными образовательными программами, а также индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Права человека с ОВЗ на образование можно разделить на несколько групп:

Федеральный закон «Об образовании» обязывает государство и образовательные учреждения создавать специальные условия для обучения людей с ОВЗ: специальные образовательные программы, учебные пособия и материалы, предоставление ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь при проблемах с общением, передвижением или возможностью писать, читать или списывать с доски. Действия ассистента также прописаны в стандартах.
Кроме того федеральный закон «Об образовании» предусматривает проведение для детей с ОВЗ индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Ребенку с ОВЗ должен быть обеспечен доступ в здание образовательной организации, например, доступ в помещение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Все это должны знать и учитывать родители детей со СМА при выборе образовательного учреждения или формы получения образования для ребенка.

Где и как может учиться ребенок со СМА?

Родители детей с ОВЗ могут пойти несколькими путями при выборе формы и места для получения образования.

Получение ребенком образования в детском саду, школе или иной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями, нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата) может быть организовано по-разному: это может быть отдельный класс в школе, группа в детском саду или обучение в классах с детьми, у которых нет ОВЗ или инвалидности.

Что касается дошкольного образования детей с ОВЗ, то совсем недавно, 27 января 2023 года, Минюст России зарегистрировал приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Важно отметить, что содержательный раздел данной программы включает описание коррекционно-развивающей работы, цель которой — обеспечить адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум. Программа является основой (моделью) в соответствии с которой организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования должны самостоятельно разрабатывать и утверждать адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ раннего и дошкольного возраста: для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации), для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием), для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для обучающихся с задержкой психического развития, для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Как мы видим, среди данных программ есть вариант и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Что касается уровней начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, то с примерными адаптированными основными общеобразовательными программами для обучающихся с ОВЗ можно ознакомиться на сайте https://fgosreestr.ru, где размещен реестр данных программ по уровням образования.


Для тех детей, которые вынуждены проходить длительное лечение или реабилитацию, обучение может быть организовано в медицинском учреждении или на дому, если ребенок по состоянию здоровья не может посещать школу.

В таких случаях родители должны получить заключение медицинской организации, подтверждающее невозможность для ребенка посещать образовательное учреждение. Список заболеваний, дающих возможность для обучения на дому, можно найти в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации об «Утверждении перечня заболеваний». СМА в него входит.

Фото pixabay.com

Если же родители ребенка со СМА хотят учиться в школе, то общеобразовательное учреждение должно обеспечить доступность здания для человека в коляске, а также ТСР для детей, не способных долго сидеть. Например, специальные лежаки. Эти вещи прописаны в двух приказах Министерства просвещения Российской Федерации.

Первый приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» регулирует организацию дошкольного образования для людей с ОВЗ. Условия обучения должны быть прописаны в ИПРА ребенка, а также в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Прежде всего речь идет о создании индивидуального плана обучения, который можно разработать после получения заключения ПМПК. В соответствии с планом для ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения в соответствии с его физическими и интеллектуальными возможностями.

Образовательное учреждение должно использовать специальные программы и методы обучения детей с ОВЗ, а также иметь необходимые для ребенка материалы, пособия и специальные технические средства. Кроме того, в приказе предусмотрен ассистент, который будет оказывать техническую помощь ребенку с ОВЗ: помочь пройти в класс, получить необходимую информацию ответить на вопрос и так далее.

Пункт 19 данного приказа говорит о том, что образовательное учреждение должно быть обеспечено пандусами, поручнями и даже специальными креслами. 
Также в приказе описаны требования по комплектованию групп. Например, группа для малышей до 3 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата не может быть больше 6 человек. От трех до шести -семи лет в группе может быть не больше 10 человек.

Группа компенсируемой направленности для дошкольников может включать в себя не больше 10 человек. При этом в одной группе может быть не больше трех детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” содержит нормативы для обучения детей с ОВЗ. Например, пункт 29 устанавливает предельную наполняемость класса или группы продленного дня для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — не больше десяти человек. При этом школа должна обеспечить доступ ребенка на коляске в классы, столовую, а также быть оборудована пандусами, перилами и другими техническими средствами.

Как ребенок с ОВЗ может сдавать экзамены?

31 января 2022 года было издано «Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 31 января 2022 г. № 04-18 О направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2022 г», в котором можно найти методические рекомендации для организации и проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования и среднего общего образования.

Приложение 14 к этому письму содержит правила проведения экзаменов для людей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. В частности, они должны иметь на полтора часа больше времени для подготовки к ответу на экзамене. Если речь идет об экзамене по иностранному языку, до оно должно быть увеличено на полчаса. Аудитория для людей с ОВЗ располагается на первом этаже, а рабочее место для проведения испытаний должно быть оборудовано компьютером, поскольку дети со СМА не могут вручную заполнить экзаменационные листы, но способны печатать на ноутбуке.
В аудитории должно быть не больше 10 человек учащихся, и она должна быть оборудована необходимыми ТСР, а также специальными креслами и лежаками для детей. Разумеется, должна быть обеспечена доступность туалета для человека с ОВЗ.
На экзамене ребенок с инвалидностью имеет право на ассистента, который может находиться рядом на протяжении всего экзамена, а также помогать человеку с перемещениями.

Ассистент может распечатывать ответы человека с ОВЗ и переносить их на бланки, которые потом будут сдаваться на проверку и оценку. Ассистентом может быть работник образовательной организации, но, если сдается ЕГЭ, то ассистент должен быть из другой школы. Кроме того, закон не запрещает присутствие родителей на экзамене человека с ОВЗ.

Профессиональный стандарт Ассистента (помощника) был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 апреля 2017 года №351-Н

Кстати, отдельно стоит упомянуть о Калининградской области, где удалось договориться с региональными органами и принять экзамен у ребенка со СМА на дому. Причем родители выступали в качестве ассистентов после небольшого обучения.

Какое еще может получить образование ребенок с ОВЗ?

В соответствии с пунктом 2 статьи 73 закона об образовании, а также Письмом Минпросвещения России, содержащим разъяснения по вопросам организации профобучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), человек в любом возрасте, в том числе не имеющий основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) может пройти программу профессионального обучения. Для людей со СМА, возможно, это не так актуально, но о таком праве, предусмотренном законодателем, стоит знать.
Дети с ОВЗ также имеют право и возможность получать дополнительное образование, например, через портал «Госуслуги», где можно пройти обучение и получить сертификат о дополнительном образовании. Также инвалиды имеют право на получение профессионального образования, переобучение или повышение квалификации.

Если право ребенка с ОВЗ на получение образование нарушаются, нужно отстаивать свои права: на уровне образовательной организации, с помощью родительского комитета, комиссии по урегулированию споров, можно обращаться в различные НКО и родительские ассоциации за юридической помощью. Не стоит забывать о прокуратуре, но обычно часть споров можно разрешить в пользу ребенка с ОВЗ на предварительном этапе без участия прокуратуры и суда.

 

Если вы хотите получить ответ на свой вопрос или комментарий, пожалуйста,  оставьте свой адрес электронной почты в поле вверху. Обратите внимание, что ваш комментарий или вопрос не будет размещен на сайте, а попадет к сотрудникам фонда на почту. Но мы обязательно вам ответим.

Другие статьи раздела

Главным нормативным актом, определяющим основные принципы помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Статья 15 этого...

Путешествия и поездки на транспорте с пациентом со СМА

Для «особенного» ребенка момент наступления 18 лет является сложным, кроме полной ответственности и принятие решений за себя, необходимо переоформить все документы, подтверждающие инвалидность, предусмотреть возможность дальнейшего получения образования, лечения...

Как подготовиться к совершеннолетию ребенка-инвалида