Доступная среда. Правовые аспекты

Menu

Невозможность самостоятельно перемещаться в современном городе затрудняет жизнь людей с инвалидностью. Доступная среда для больных СМА является важным условием для нормальной жизни.

Что такое доступная среда?

Термин «доступная среда» употребляется во многих законодательных актах, но единого, признанного всеми, определения нет.  В разных источниках дается различное толкование термина.

Например, термин «доступная среда» может применяться к элементам окружающей среды, которые используют люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.

В широком смысле «доступная» или «безбарьерная» среда — это пространство, которое позволяет легко вести независимый образ жизни наибольшему числу людей. К сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами.

Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это НЕ решение проблемы.

Доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий для устранения всех барьеров и участков, опасных для инвалидов. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Часто вместо понятия «доступная среда» говорят «универсальный дизайн».

Универсальный дизайн – удобен всем людям, независимо от их возраста, размера тела или каких-то физических особенностей. Примером универсального дизайна может быть вход в здание без порога. Это решение удобно для мам с детскими колясками, для работников, переносящих тяжести, и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно идеология универсального дизайна закрепляется Конвенцией о правах инвалидов.

Окружающую среду необходимо проектировать с обеспечением удобства использования всеми людьми без необходимости приспособления или специализации дизайна.

Нормативные акты РФ, регулирующие доступную среду

Основным законом Российской Федерации является Конституция РФ. В Конституции не содержится специальных положений, которые регулировали бы вопросы доступной среды. По Конституции права любого человека являются равными и не зависят от каких-либо особенностей или физических данных. Но в Конституции есть статья 27, которая гарантирует каждому, кто находится на территории России, свободно перемещаться и выбирать место жительства или пребывания. При разработке Конституции РФ авторы в этой статье не имели в виду инвалидов или иных маломобильных граждан. Любой гражданин в России сам может решать, где ему жить, как, когда и куда пойти или поехать. Люди с особыми потребностями здоровья также имеют на это право. Следующим нормативным актом, который относится к рассматриваемому вопросу, является Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 года, которая стала частью российского законодательства, после её ратификации в 2012 году. Конвенция детально регулируют положение инвалидов в обществе.

Основная мысль Конвенции — людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) необходимо полно и эффективно вовлекать в активную жизнь. Для этого необходимо создать доступную среду, применяя принципы универсального дизайна в окружающем мире.

При этом государства участники данной Конвенции должны принимать меры для обеспечения инвалидам доступа к окружающей среде, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах.

 По смыслу статьи 9 Конвенции это необходимо, чтобы инвалиды могли вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни общества. В тех случаях, когда людям с ОВЗ недоступны какие-то здания или услуги, происходит их дискриминация, а дискриминация по Конвенции запрещена.

Важным законом, гарантирующим права инвалидов в РФ, в том числе право на доступную среду в обществе, является Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995.

В соответствии со статьей 15 условия для беспрепятственного доступа и пользования зданиями, строениями, сооружениями, различными объектами инфраструктуры должны создавать Федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и Чтобы соблюсти законы, перечисленные выше, с 2011 года в России реализуется Программа «Доступная среда». Эта программа изначально была разработана на период с 2011 по 2015 гг., но была продлена до 2020 г., а затем до 2025 года.

Цель программы — формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Важным нормативным актом в сфере формирования доступной среды является Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Им установлены правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, осуществляются федеральной, региональной и муниципальными межведомственными комиссиями в домах, входящих в состав федерального, регионального, муниципального или частного жилищного фонда.

По результатам обследования составляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, делается вывод о том возможно или невозможно приспособить помещение.

В случае невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома), комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома).

Различные положения касающиеся доступной среды есть также в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе, Градостроительном кодексе и некоторых федеральных законах.

Правовое регулирование доступной среды для инвалидов осуществляется различными ГОСТами, сводами правил и сводами стандартов, которые должны обязательно учитываться при строительстве или реконструкции любых зданий.

Ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур предусмотрена статьёй 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Конечно, такое разнообразие нормативных правовых актов, с одной стороны, позволяет отрегулировать даже незначительные нюансы по созданию доступной среды для инвалидов, с другой стороны, такое количество законов осложняет процесс организации доступного пространства.

Элементы доступной среды

Доступная среда предполагает комплексную адаптацию и обустройство:

Территории, прилегающей к зданию, которая включает в себя:

  1. Вход на территорию. Должен быть хотя бы один приспособленный вход, который будет располагаться максимально близко к парковке, должен быть указатель на этот вход.
  2. Пешеходные пути. Должны помогать безопасно добраться до нужного места, на них должны быть установлены ориентиры, элементы благоустройства и плавное изменение уровней высоты.
  3. Парковку для инвалидов.  Должна предусматривать определенное количество парковочных мест для автомобиля для людей с инвалидностью. При этом установлено процентное соотношение количество парковочных мест для людей с инвалидностью к их общему количеству. Парковочных мест должно быть не менее одного. Такое парковочное место отличается от остальных чуть увеличенными размерами.
  4. Рекреационную зону.   Различные скамейки, навесы, которые должны быть удобны для маломобильных граждан, данные объекты не должны выделяться и располагаться примерно через 100-150 м.

Вход в здание, включающего:

  1. Входы.  Не менее одного доступного входа, который при необходимости может быть оборудован пандусом или подъемником. Вход должен быть обозначен указателями или информационными табличками. Если на входе используется турникеты, то должны быть предусмотрены отдельные проходы для людей на колясках или других категорий маломобильных граждан. В случаях, когда невозможно технически приспособить вход для нужд маломобильных граждан, возможна установка кнопки вызова. Кнопка вызова помощи устанавливается на высоте от 85 см до 1,1 м от уровня тротуара и на расстоянии не менее 40 см от выступающих частей (например, первой ступеньки лестницы) и обозначается табличкой с пиктограммой «Инвалид». При монтаже кнопки необходимо обеспечить возможность подъезда к устройству вызова инвалида на кресле-коляске.
  2. Двери. По СП 59.13300.2016 дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа маломобильных граждан должны иметь ширину «в свету» не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. При этом рекомендуется не устанавливать пороги в дверях, а если они есть, то их высота не может быть выше 14 мм. Ручки должны быть удобными, нетравмоопасными. На дверях должны быть необходимые метки для слабовидящих людей.
  3. Лестницы.  Лестницы должны включать в себя ступени и ограждения с поручнями. Законодательно установлена ширина маршей в зависимости от типа лестницы и места её расположения, какие ступени должны быть, как установлены поручни на лестницах.
  4. Пандусы . Наклонная поверхность для перемещения человека в кресло-коляске.  Установка пандусов необходима в любых местах где перепад высот превышает 4 см. Это может быть спуск с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях, при входах в здание, внутри здания. Однако есть исключения, например, если расчетная длина пандуса будет превышать 36 м, то его лучше заменить на подъёмное устройство. Это же правило применяется, если перепад высот составляет больше 3 м.

К пандусам предъявляется множество требований. К примеру, иметь определённую ширину и уклон, а также должны быть перила, законодательно определенный формы. Основным документом является СП 59.13330.2016.

Максимальная высота одного марша пандуса не должна превышать 45 см. Длина одного марша пандуса не должна превышать 9 м. В начале и конце каждого пандуса, также между маршами пандуса (через каждые 8-9 м длины марша пандуса) следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной (при прямом пути движения или на повороте) не менее 1,5 м.

Ключевым параметром пандуса является его уклон. Уклон пандуса представляет собой соотношение высоты подъема пандуса к длине наклонного участка пандуса. Самостоятельно человек на инвалидной коляске может преодолевать уклон пандуса менее 5 %. Для этого ему не понадобятся поручни и посторонняя помощь. Если пандус имеет уклон 5 % и более, то это вызывает трудности.

Поэтому СП 59.13300.2016 закрепляет, что при новом строительстве уклон марша пандуса не должен быть круче 1:20 (5 %). При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений уклон пандуса принимается в интервале от 1:20 (5 %)

  1. Поручни. Задают направление передвижения по лестнице (в том числе для незрячих) и помогают всем группам населения безопасно спуститься и подняться. Не всегда данный элемент используется, например, поручни почему-то не ставят на ступенях, имеющие небольшую высоту. Однако, это очень неудобно для маломобильных граждан, например для пожилых людей.

Также есть требования к маршрутам передвижения внутри здания, к которым относятся пути к нужному месту или пути эвакуации.

 К элементам доступной среды, который требует отдельного внимания и приспособления к требованиям маломобильных групп населения, относятся зоны предоставления услуг, санитарно-гигиенические помещения, то есть туалеты.

Каждый элемент имеет свои особенности и законодательные требования.

СП 59.13300.2016 практически содержит запрет на использование аппарелей — две параллельные наклонные конструкции (в виде швеллеров, металлических пластин, бетонированных поверхностей и др.), которые «лежат» на лестнице. Аппарели опасно использовать потому, что не всегда колёса могут попасть на них по ширине часто они больше ширины коляски. Поэтому приходится везти коляску одним колесом по одной рельсе аппарели, а другое удерживать на весу. Особую опасность представляет расстояние между рельсами аппарели, часто ноги сопровождающего не помещаются в них, что опасно не только для человека в коляске, но и для сопровождающего.

Кто должен устанавливать пандус?

Конкретное указание на ответственного лица сделано в пункте 5.1 статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым обязанность по обеспечению инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Поэтому организация доступной среды происходит за их счет, что указано в определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 689-О-О.

Что же касается управляющих организаций, то в их обязанности будет входить: проверка состояния оборудования или конструкций, которые делают доступным для инвалидов многоквартирный дом. Также в их обязанности входят работы по восстановлению такого оборудования. Это указано в п. 29 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Управляющая компания не обязана организовывать доступность для проживающего в доме человека с ограниченными возможностями, но она должна поддерживать оборудование в рабочем состоянии. Пандус должны поставить органы местного самоуправления, а ухаживать за этим пандусом будет управляющая компания.

Эти положения не отменяет права собственников жилых помещений на общем собрании принять решение об организации доступной среды. В этом случае реализация этой инициативы будет за счет собственников жилых помещений, для этого не нужно будет ждать решении и установки пандуса органами местного самоуправления. В этом случае устанавливать пандус или иное оборудование будет управляющая компания.

Алгоритм обращения для установки пандуса

Нужно написать заявление в администрацию города с просьбой обустроить выход из подъезда с учетом потребностей инвалида. Заявление необходимо отправить заказным письмом с уведомлением или передать в руки ответственному лицу, например, секретарю главы города. На вашем экземпляре должна быть проставлена отметка о принятии заявления. Ответ на заявление должны дать в течение 30 дней, с даты регистрации обращения.

Ответ может быть положительным или отрицательным. Если ответ положительный, то в письме сообщат, что на место, где планируется установить пандус, приедет специальная комиссия, которая создана в соответствии с постановлением Правительства №649.

Комиссия включает в себя представителей администрации города, социальной защиты, а также представителя организации инвалидов, заявитель также может присутствовать на этой комиссии.

Комиссия должна оценить:

  • приспособление жилого помещения инвалида и общедомового имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности;
  • возможность их приспособления с учётом потребностей инвалида.

Для этого комиссия рассматривает документы многоквартирного дома, осматривает имущество дома и жилое помещения инвалида, а также беседует с человеком с ОВЗ.

По результатам обследования составляется акт, содержащий вывод о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности.

При наличии технической возможности для создания доступной среды с учетом потребностей человека с инвалидностью в акте отражается список нужных мероприятий для создания необходимых условий. При этом в акте перечень мероприятий должен быть трех видов: минимальный, оптимальный и максимальный.

Дальше на основании этого акта и ранее поданного заявления должен быть установлен пандус.

При этом инвалид может попросить проект для ознакомления. После установки пандуса, происходит его приемка. Обязательно проверьте пандус или иное оборудование, установленное для организации доступной среды. Если выявлены недочёты, нужно о них сообщить организации, которая устанавливала пандус. После устранения недочетов, можно подписывать акт приема-передачи пандуса. До их устранения лучше этого не делать.

В случае невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома), комиссия должна проверить экономическую целесообразность реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома).

Такое заключение будет являться основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (п. 54).

В этой ситуации комиссия оформляет в трех экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания человека с инвалидностью и в пятидневный срок направляет один экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Второй экземпляр отдается заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Всё это касалось установки пандуса или подъёмника в подъезде.

Если то обстоятельствам удобный вход может быть обустроен только через балкон, то нужно получить разрешение от администрации на строительство пандуса. При этом для получения разрешения необходимо предоставить проект или план работ и письменное согласие то есть согласие нужно от всех жильцов, а не только от соседей.

Что делать, если отказываются устанавливать пандус?

Если на заявление дан отрицательный ответ, либо этот ответ содержит отписку, из которой понятно, что комиссию по обследованию имущество многоквартирного дома никто назначать не будет.

Такой ответ нарушает положения ст. 15 закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», пункт 5.1 статьи 2 ЖК РФ, устанавливающие обязательства государства (органов местного самоуправления) по адаптации общего имущества.

В этом случае возможны разные варианты:

В первом случае инвалид или его законный представитель может продолжить переписку и обжаловать это решение в вышестоящую инстанцию.

Вторым вариантом может быть обращение в прокуратуру с жалобой на нарушение права на свободу перемещения и создания доступной среды. В жалобе можно попросить прокурора обратиться в суд в защиту интересов инвалида -заявителя.

Ну и третьим вариантом будет самостоятельное обращение в суд. В суд нужно предоставить доказательства вашего обращения, необходимо также будет доказать, что установить пандус или подъёмник возможно. Для этого понадобится проект строительства пандуса из проектной организации.

Какой именно вариант выбирать зависит от сложившейся ситуации и вашего решения.

Доступная среда понятие многогранное. Она включает в себя и не только приспособление окружающей среды в пространство удобное для любого человека с любой особенностью. Требования по обеспечению доступности – это мировая тенденция по улучшению качества жизни всего населения.

Право инвалида на возможность свободно перемещаться по  своему дому, городу или стране, а также доступность всех без исключения услуг и возможностей закреплено в нескольких российских законах и в Конвенции ООН.
Физические ограничения человека не должны влиять на его права и возможности. Доступная среда, созданная по определенным нормативам, помогает не только человеку с ОВЗ, но и другим категориям маломобильных граждан. Законом прописывается процедура по которой человек может добиться создания доступной для него среды по месту жительства.
В случае отказа от выполнения требований закона инвалид имеет право обратиться в суд.

Материал подготовлен  юристом проекта «Клиника СМА» Еленой Кузьминой. 

Другие статьи раздела

В статье рассказывается, как получить технические средства реабилитации (ТСР) или необходимые реабилитационные мероприятия, записанные в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), о сроках, за которые инвалид должен получить ТСР …

Как добиться выполнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации

Какие медицинские изделия паллиативные больные могут получить в личное пользование и как это сделать.Предлагаем памятку по получению медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых …

Памятка: как паллиативным пациентам получить медизделия от государства

Если вы хотите получить ответ на свой вопрос или комментарий, пожалуйста,  оставьте свой адрес электронной почты в поле вверху. Обратите внимание, что ваш комментарий или вопрос не будет размещен на сайте, а попадет к сотрудникам фонда на почту. Но мы обязательно вам ответим.

Другие статьи раздела

В статье рассказывается, как получить технические средства реабилитации (ТСР) или необходимые реабилитационные мероприятия, записанные в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), о сроках, за которые инвалид должен получить ТСР …

Как добиться выполнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации

Какие медицинские изделия паллиативные больные могут получить в личное пользование и как это сделать.Предлагаем памятку по получению медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых …

Памятка: как паллиативным пациентам получить медизделия от государства

Scroll Up