В статье, подготовленной на основе выступления юриста Центра лечебной педагогики Ильмиры Киш на VII Конференции СМА, рассказывается об основных правах детей со СМА на получение образования.
Существует несколько российских и международных документов, в которых закреплено право на образование для человека с инвалидностью.
Это Конвенция о правах ребёнка, одобренная генассамблеей ООН в 1989 году, Конституция Российской федерации и Семейный кодекс.
Конвенция признает право на образование для ребенка с инвалидностью, а также осуществление его на основе равных возможностей. Этот документ ввел в оборот принцип инклюзивности образования, независимо от состояния здоровья и диагноза ребенка.
Конституция РФ также закрепляет право на образование для детей с ОВЗ. Гарантии его получения установлены в федеральном законе №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Он создает правовые и социально-экономические условия для реализации права на образование для человека с инвалидностью на уровне дошкольного, общего начального, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и бесплатного высшего образования. Также гарантируется получение дополнительного образования.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации закрепляет и поддерживает право получения инвалидами образования, и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для этого. Ребенок с ОВЗ может получать его наравне с другими гражданами страны в соответствии с разрабатываемыми адаптированными образовательными программами, а также индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Права человека с ОВЗ на образование можно разделить на несколько групп:
- Общие, изложенные в статье 34 федерального закона «Об образовании». Уважение человеческого достоинства, защита от любых форм насилия и оскорблений, охрана жизни и здоровья, право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
- Право на освоение образовательной программы. До 18 лет решение принимают родители с учетом мнения ребенка. Они могут выбрать образовательную организацию и форму обучения ребенка (очно в образовательной организации или на дому) или перевести ребенка на такую форму получения образования как семейное образование. Также родители имеют право на выбор вида образования после окончания школы. Это может быть обучение в профессиональном или высшем учебном заведении, в том числе обучение по индивидуальному плану, выбор факультативных учебных предметов и форм дополнительного образования.
- Право ребенка с ОВЗ на особые условия обучения. Речь о тех требованиях к рабочему месту и учебному процессу, которые прописаны у инвалида в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА), а также в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. В целях реализации права на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные ФГОСы предусматривают создание специальных условий обучения детей с ментальной инвалидностью, слабовидящих, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.. У людей со СМА обычно нет нарушения работы интеллекта, но у ребенка бывает сочетание нескольких болезней.
Федеральный закон «Об образовании» обязывает государство и образовательные учреждения создавать специальные условия для обучения людей с ОВЗ: специальные образовательные программы, учебные пособия и материалы, предоставление ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь при проблемах с общением, передвижением или возможностью писать, читать или списывать с доски. Действия ассистента также прописаны в стандартах.
Кроме того федеральный закон «Об образовании» предусматривает проведение для детей с ОВЗ индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Ребенку с ОВЗ должен быть обеспечен доступ в здание образовательной организации, например, доступ в помещение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Все это должны знать и учитывать родители детей со СМА при выборе образовательного учреждения или формы получения образования для ребенка.
Где и как может учиться ребенок со СМА?
Родители детей с ОВЗ могут пойти несколькими путями при выборе формы и места для получения образования.
Получение ребенком образования в детском саду, школе или иной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями, нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата) может быть организовано по-разному: это может быть отдельный класс в школе, группа в детском саду или обучение в классах с детьми, у которых нет ОВЗ или инвалидности.
Что касается дошкольного образования детей с ОВЗ, то совсем недавно, 27 января 2023 года, Минюст России зарегистрировал приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Важно отметить, что содержательный раздел данной программы включает описание коррекционно-развивающей работы, цель которой — обеспечить адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум. Программа является основой (моделью) в соответствии с которой организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования должны самостоятельно разрабатывать и утверждать адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ раннего и дошкольного возраста: для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации), для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием), для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для обучающихся с задержкой психического развития, для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Как мы видим, среди данных программ есть вариант и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Что касается уровней начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, то с примерными адаптированными основными общеобразовательными программами для обучающихся с ОВЗ можно ознакомиться на сайте https://fgosreestr.ru, где размещен реестр данных программ по уровням образования.
Для тех детей, которые вынуждены проходить длительное лечение или реабилитацию, обучение может быть организовано в медицинском учреждении или на дому, если ребенок по состоянию здоровья не может посещать школу.
В таких случаях родители должны получить заключение медицинской организации, подтверждающее невозможность для ребенка посещать образовательное учреждение. Список заболеваний, дающих возможность для обучения на дому, можно найти в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации об «Утверждении перечня заболеваний». СМА в него входит.
Если же родители ребенка со СМА хотят учиться в школе, то общеобразовательное учреждение должно обеспечить доступность здания для человека в коляске, а также ТСР для детей, не способных долго сидеть. Например, специальные лежаки. Эти вещи прописаны в двух приказах Министерства просвещения Российской Федерации.
Первый приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» регулирует организацию дошкольного образования для людей с ОВЗ. Условия обучения должны быть прописаны в ИПРА ребенка, а также в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Прежде всего речь идет о создании индивидуального плана обучения, который можно разработать после получения заключения ПМПК. В соответствии с планом для ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения в соответствии с его физическими и интеллектуальными возможностями.
Образовательное учреждение должно использовать специальные программы и методы обучения детей с ОВЗ, а также иметь необходимые для ребенка материалы, пособия и специальные технические средства. Кроме того, в приказе предусмотрен ассистент, который будет оказывать техническую помощь ребенку с ОВЗ: помочь пройти в класс, получить необходимую информацию ответить на вопрос и так далее.
Пункт 19 данного приказа говорит о том, что образовательное учреждение должно быть обеспечено пандусами, поручнями и даже специальными креслами. Также в приказе описаны требования по комплектованию групп. Например, группа для малышей до 3 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата не может быть больше 6 человек. От трех до шести -семи лет в группе может быть не больше 10 человек.
Группа компенсируемой направленности для дошкольников может включать в себя не больше 10 человек. При этом в одной группе может быть не больше трех детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” содержит нормативы для обучения детей с ОВЗ. Например, пункт 29 устанавливает предельную наполняемость класса или группы продленного дня для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — не больше десяти человек. При этом школа должна обеспечить доступ ребенка на коляске в классы, столовую, а также быть оборудована пандусами, перилами и другими техническими средствами.
Как ребенок с ОВЗ может сдавать экзамены?
31 января 2022 года было издано «Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 31 января 2022 г. № 04-18 О направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2022 г», в котором можно найти методические рекомендации для организации и проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования и среднего общего образования.
Приложение 14 к этому письму содержит правила проведения экзаменов для людей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. В частности, они должны иметь на полтора часа больше времени для подготовки к ответу на экзамене. Если речь идет об экзамене по иностранному языку, до оно должно быть увеличено на полчаса. Аудитория для людей с ОВЗ располагается на первом этаже, а рабочее место для проведения испытаний должно быть оборудовано компьютером, поскольку дети со СМА не могут вручную заполнить экзаменационные листы, но способны печатать на ноутбуке. В аудитории должно быть не больше 10 человек учащихся, и она должна быть оборудована необходимыми ТСР, а также специальными креслами и лежаками для детей. Разумеется, должна быть обеспечена доступность туалета для человека с ОВЗ. На экзамене ребенок с инвалидностью имеет право на ассистента, который может находиться рядом на протяжении всего экзамена, а также помогать человеку с перемещениями.
Ассистент может распечатывать ответы человека с ОВЗ и переносить их на бланки, которые потом будут сдаваться на проверку и оценку. Ассистентом может быть работник образовательной организации, но, если сдается ЕГЭ, то ассистент должен быть из другой школы. Кроме того, закон не запрещает присутствие родителей на экзамене человека с ОВЗ.
Профессиональный стандарт Ассистента (помощника) был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 апреля 2017 года №351-Н
Кстати, отдельно стоит упомянуть о Калининградской области, где удалось договориться с региональными органами и принять экзамен у ребенка со СМА на дому. Причем родители выступали в качестве ассистентов после небольшого обучения.
Какое еще может получить образование ребенок с ОВЗ?
В соответствии с пунктом 2 статьи 73 закона об образовании, а также Письмом Минпросвещения России, содержащим разъяснения по вопросам организации профобучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), человек в любом возрасте, в том числе не имеющий основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) может пройти программу профессионального обучения. Для людей со СМА, возможно, это не так актуально, но о таком праве, предусмотренном законодателем, стоит знать. Дети с ОВЗ также имеют право и возможность получать дополнительное образование, например, через портал «Госуслуги», где можно пройти обучение и получить сертификат о дополнительном образовании. Также инвалиды имеют право на получение профессионального образования, переобучение или повышение квалификации.
Если право ребенка с ОВЗ на получение образование нарушаются, нужно отстаивать свои права: на уровне образовательной организации, с помощью родительского комитета, комиссии по урегулированию споров, можно обращаться в различные НКО и родительские ассоциации за юридической помощью. Не стоит забывать о прокуратуре, но обычно часть споров можно разрешить в пользу ребенка с ОВЗ на предварительном этапе без участия прокуратуры и суда.