О том, чем отличается жизнь с коммуникации и без нее, какие существуют мифы об альтернативной и дополнительной коммуникации, а также как начать коммуникативное обучение ребенка — рассказывает Анна Чугунова, игровой терапевт в детском хосписе «Дом с маяком».
Статья подготовлена на основе вебинара «СМА и речь. Альтернативная коммуникация»
Сначала разберемся в терминах
Альтернативная и дополнительная коммуникации — это способы общения, исключающий речь. Это могут быть жесты, знаки, изображения, предметы или что-то еще. Такие способы коммуникации мы используем и в обычной жизни. Это, например, дорожные знаки, бирки на одежде, знаки, обозначающие общественные туалеты и многое другое.
Альтернативная коммуникация – это все способы, которыми человек может передать или получить какую-либо информацию, без использования устной и письменной речи.
Дополнительная коммуникация – это способы неречевой передачи информации (предметы, жесты, графические символы или картинки), которые дополняют речь.
Жизнь с коммуникацией и без
Что происходит с людьми, которые не имеют доступа к коммуникации:
- Снижена способность регулировать эмоции: из-за невозможности выразить себя, у таких людей может быть взрывное поведение, тревожность, фрустрация.
- Депрессия, страхи, пассивность или выученная беспомощность, когда человек даже не пытается поддерживать какое-либо взаимодействие.
- Люди с нарушением коммуникации имеют проблемное поведение. В большинстве случаев, это происходит из-за того, что они не могут сообщить о своих переживаниях и мыслях.
- У человека, который не имеет способов коммуникации есть риск задержки познавательного и социального развития.
Что дает способность к коммуникации:
- Способность сообщить о чем-то – это возможность безопасной ситуации
- Способ регуляции собственного состояния и поведения
- Чувство принадлежности к семье или какой-то группе
- Независимость, автономия. Даже у людей, которые сильно физически зависят от ухаживающих за ними
- Поддержка образовательного и социального развития
- Повышение качества жизни
Мифы об альтернативной и дополнительной коммуникации
Два языка учить гораздо сложнее, чем один. Поэтому у ребенка не получится изучать устную или письменную речь и одновременно изучать язык жестов или символов.
Миф 2
Дети ленивы и выбирают самый простой путь. Если ребенок выбрал изучение альтернативной или дополнительной коммуникации, он остановится в развитии речи и не сможет говорить.
Миф 3
Альтернативная и дополнительная коммуникации — это «последняя соломинка». Использовать их нужно только когда все другие варианты испробованы, а ребенок стал взрослее.
Миф 4
Чтобы пользоваться альтернативной коммуникацией дети должны обладать определенным количеством навыков. Должны уметь соотносить предмет с картинкой, говорить по очереди, иметь двигательные навыки.
Миф 5
Чтобы начать пользоваться альтернативной коммуникацией дети должны достичь определенного возраста. Рано начинать не надо.
Исследования доказывают обратное: альтернативная и дополнительная коммуникация может способствовать развитию речи и языка, и в том числе развитию понимания речи и усвоению родного языка. Альтернативную или дополнительную коммуникации следует использовать, чтобы помочь ребенку в тот момент, когда он не может выразить что-то речью. Лучше начать делать это как можно раньше. Когда (если) речь сформируется, ребенок сам откажется от альтернативных или дополнительных способов коммуникации, поскольку говорить гораздо легче.
Наиболее эффективно обучение коммуникации происходит в так называемый сензитивный период — временной промежуток, когда наш мозг наиболее чувствителен к восприятию и развитию. Сензитивный период развития речи – это первые годы жизни, от полутора до 4-5 лет. Обучить человек коммуникации можно и в более старшем возрасте, но она вряд ли будет на том же уровне, как у тех, кого обучали в сензитивный период.
Символическая коммуникация
Символическая коммуникация – это возможность передать сообщение с помощью какого-либо символа. Для этого нужно чтобы человек владел так называемой символической функцией — способностью связать ситуацию или понятие с конкретным символом. Например, ребенок указывает на телевизор (в данном случае это символ) и это означает, что он хочет посмотреть мультфильмы.
Дети овладевают символической функцией постепенно. Сначала символическая функция у ребенка проявляется в абстрактных историях. Например, в понимании того, что разные предметы значат разные вещи. Потом это могут быть только намеки на предметы или их уменьшенные копии: мы показываем ребенку яблоко и он понимает, что что его едят. А из маленькой, игрушечной чашки — пьют. Дальше идет понимание жестов и изображений, и только потом речь — сначала устная, потом письменная. Это путь развития символической функции.
Какие бывают средства коммуникации?
Низкотехнологичные средства — это все, что работает «без батареек». Например, рисунки, графические символы, пиктограммы, таблицы и коммуникативные книги, а также жесты.
Среднетехнологичные средства коммуникации без электричества не работают. Это, например, коммуникаторы. Они бывают простыми — устройства всего с одной кнопкой, с помощью которой воспроизводится записанная фраза. Или сложные, позволяющие записывать несколько различных сообщений. В любом случае, функционал коммуникаторов ограничен.
Высокотехнологичные средства коммуникации — это планшеты и айтрекеры — устройства, которые реагируя на движение глаз, перемещают курсор на экране компьютера. Самый известный айтрекер — Тоби.
Даже если вы располагаете всеми средствами коммуникации, начинать вводить альтернативную коммуникацию лучше с низкотехнологичных средств. Если ребенок освоил коммуникативную книгу, ему будет легче потом научиться общаться с помощью планшета, коммуникатора или айтрекера. Но не наоборот.
Учимся альтернативной коммуникации
Чтобы развивать общение, нужны разные виды деятельности
В жизни обычного ребенка много различных видов деятельности: он одевается, купается, гуляет, чистит зубы, рисует, читает книжки, делает зарядку, играет на музыкальных инструментах, играет в игрушки, поет, слушает музыку и много чего еще. Прежде чем начать строить альтернативную коммуникацию с ребенком со СМА, подумайте, какие примерно дела делают дети в его возрасте и какие из них по силам ребенку.
Подберите для этих дел картинки, которые были бы понятны ребенку. Пусть их будет несколько, чтобы ребенок мог выбирать.
Задайте ребенку вопрос «Что мы сейчас будем делать?» и покажите несколько картинок, озвучивая каждую. Например, картинку с книгой — «мы будем читать», а картинку с планшетом — «мы будем играть на планшете».
Сделайте подборку разнообразных картинок.
Через какое-то время ребенок научится давать вам понять, что именно он хочет — взглядом, жестом, звуком.
Чтобы освоить новый вид деятельности нужно помочь ребенку в нем адаптироваться
Чтобы привлечь внимание ребенка к чему то новому, создайте для него условия для адаптации. Новая игра должна быть устроена так, чтобы ребенок был в силах в нее играть. Если ребенок лежит или находится в положении полусидя (так часто бывает у детей с СМА), используйте для игры магнитные доски, крепления с липучками — так, чтобы ему было удобно и ничего не падало.
Измените среду вокруг так, чтобы ребенок мог ее использовать. Например, используйте легкие предметы, которые ребенок мог бы перемещать без усилий.
Даже если ребенок совсем не может двигаться, дайте ему возможность принимать участие в игре не физически, а управляя действиями помощника. Например, ребенок может выбирать цвет для раскрашивания рисунка или выбирать куда перемещать тот или иной предмет.
Чтобы освоить новый вид деятельности нужно помочь ребенку в нем адаптироваться
- Возможность сосредотачивать внимание на предмете или на взрослом, который что-то говорит или делает
- Поддержание зрительного контакта (слухового или тактильного, если ребенок плохо видит)
- Способность повторять (имитировать) — действиями или мимикой
- Способность предугадывать действия — понимание причинно-следственных связей (например, ребенок начинает нервничать, когда идет в ванну, потому что там будут неприятные процедуры).
Отрабатываем навыки в «игровых рутинах»
Игровые рутины — это повторяющиеся многократно действия, в которых есть пауза, чтобы ребенок мог дать некую реакцию. Например, вы играете с ребенком в мыльные пузыри. Поскольку ребенок сам не может этого делать, вы выдуваете пузыри для него.
Через какое-то время вы делаете паузу и смотрите на ребенка: что он будет делать. Он может каким-либо способом — мимикой, голосом показать, что хочет еще. В любом случае он будет внимателен к вам и ждать продолжения. И в этот момент мы можем, смоделировать у него желаемое поведение. Когда первый навык освоен, задачу можно усложнить: спросить хочет ли он большой пузырь или маленький? Или много маленьких.
Такая игра, состоящая из постоянных циклов хорошо развивает коммуникативные навыки.
Всегда предоставляйте ребёнку выбор. Спрашивайте, что он хочет делать: играть в игрушки, рисовать, читать? А может он устал и хочет отдохнуть. Такая опция у ребенка тоже обязательно должна быть.
Что еще поможет осваивать альтернативную коммуникацию
Читайте адаптивные книги
Для детей, которые испытывают трудности в коммуникации очень важно читать. При этом в отличие от игр, в чтении не надо ничего придумывать – родители просто берут книгу и читают. Чтение намного лучше, чем просмотр мультфильмов, потому что оно больше эмоционально вовлекает.
В адаптивных книгах картинки изображают точно то, что происходит в тексте. Так ребенок лучше понимает речь, запоминает символы и пополняет свой пассивный словарь.
Читать нужно в обычном темпе, но располагать адаптивную книгу так, чтобы ребенок видел страницы, а взрослый мог бы считывать его реакции. Можно перед тем, как переворачивать странички спрашивать: «Дальше?». Если есть возможность, можно перелистывать страницы вместе.
Рисование помогает общаться
Рисование включает в себя выбор цвета — это хорошая основа для коммуникации. Даже если ребенок не может рисовать сам, вы можете это делать за него, но цвет он может выбирать по специальной таблице.
Дидактические игры с коммуникативными книгами
С помощью коммуникативных книг можно объяснить такие слова, как привет, пока, пожалуйста, помоги, здорово, плохо, а так же ежедневные занятия, эмоции, места, распорядок дня, одежду и многое другое. Например, переодевая ребенка, можно показывать ему соответствующие картинки в книге и одновременно делать те же действия (надевать носки, менять памперс).