Когнитивные способности детей с сма 1 типа слабеют из-за недостатка социального взаимодействия

Из-за ограничений в подвижности и недостатка социального взаимодействия когнитивные способности детей со СМА 1 типа могут значительно снижаться. К такому выводу пришла группа бразильских ученых в результате проведенного исследования, результаты которого недавно были опубликованы в журнале "Нервно-мышечные заболевания".

Дети со спинальной мышечной атрофией первого типа (СМА 1) с трудом выполняют упражнения на подбор пар одинаковых объектов, что, по словам ученых, может объясняться недостатком социального взаимодействия. Исследование «Трудности с подбором пар предметов у детей со спинальной мышечной атрофией первого типа» было опубликовано в журнале Neuromuscular Disorders.

 

Существует четыре основных типа СМА (от СМА 1 до СМА 4), различающихся по уровню функциональных возможностей пациента и прогнозу. У детей с первой формой СМА первые симптомы проявляются до достижения шестимесячного возраста – они не могут сидеть. Для второго типа характерно проявление симптомов в возрасте между шестью и 18 месяцами; эти дети могут сидеть без опоры, но не могут ходить. Симптомы третьей формы СМА проявляются после 18 месяцев и до раннего подросткового возраста, тогда как СМА 4 диагностируется у взрослых.

 

Жизненный прогноз для детей со СМА 1 типа — неблагоприятный: 68% из них не доживают до двухлетнего, 82% – до четырехлетнего возраста. Пациенты имеют трудности с общением, поскольку они, как правило, не могут разговаривать и достаточно слабо управляют своими движениями. Однако, они могут контролировать движения глаз и сохраняют зрение. Авторы исследования предполагают, что это может быть использовано для общения.

«Однако до сих пор никто не пробовал измерить когнитивные способности детей с помощью какого-либо стандартного теста,» – пишут исследователи Федерального университета Сан-Паоло в Бразилии. Ученые разработали тест, измеряющий когнитивные возможности ребенка с помощью устройства, которое отслеживает движения глаз. Цель исследования: «оценить когнитивную деятельность с помощью упражнений по подбору пар предметов и оценить возможную связь между способностью подбирать пары и клиническим состоянием детей с СМА первого типа».

 

Исследователи тестировали способность детей подбирать пары с помощью устройства, отслеживающего движения глаз.

 

В исследовании участвовали дети с СМА 1 типа и здоровые дети того же возраста и пола. Тестирование происходило с использованием филадельфийской шкалы моторных навыков CHOP INTEND,  теста функциональных возможностей детей PEDI (Pediatric Evaluation of Disability Inventory) и с помощью опросника PedsQL (Pediatric Quality of Life Inventory).

 

Обе группы участвовали в двух этапах тестирования. На втором этапе детям предлагалось пройти четыре задания на подбор фигур, цифр и букв. В первом задании авторы исследования оценивали способность детей находить пары предметов, животных и фруктов. Второе задание включало фигуры и цвета, третье – буквы, а четвертое – цифры.

 

«Тест на подбор пар показал значительные различия между детьми с СМА 1 и контрольными группами,» – сообщают авторы.  Дети с СМА 1 хуже справлялись с заданиями и тратили на их выполнение больше времени, чем дети из контрольной группы».

 

Авторы также пишут о связи между способностью подбирать пары и общением.  

«Дети с большим уровнем социального взаимодействия чаще подвергаются воздействию различных визуальных стимулов и эти стимулы более разнообразны. Возможно, поэтому они лучше справляются с заданиями», – пишут исследователи. «Подбор пар требует концентрации внимания и способности к целенаправленной деятельности, которые развиваются, когда ребенок подвергается воздействию богатой стимулами среды и взаимодействует с людьми».

 

Дети со СМА 1 типа испытывали затруднения при подборе пар фигур, цифр и букв. Эти проблемы можно объяснить недостатком социальных взаимодействий детей из-за глубокого паралича и проблем с общением.

 

 

Источник: Smanewstoday

 

Перевод выполнен специально для БФ «Семьи СМА»

Переводчик Юлия Мельникова