Денис Оглоблин живет в Тверской области. У него СМА 2, и он постоянно находится в процессе творчества. Буквально на днях отправился в печать уже второй выпуск созданного Денисом авторского комикса.
— Денис, я знаю, что вы – творческий человек. Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение искусством?
— Я с самых малых лет любил рисовать. И это никогда не проходило. Конечно, это перетекало из одного жанра в другой. Осваивал и разные виды изобразительного искусства, рисование разными методами, разными красками. Потом появилось увлечение компьютерной графикой, и я рисовал лет пятнадцать лишь на компьютере. Но и от этого устал. И теперь совмещаю как традиционные методы, так и компьютерные. И это многое даёт.
Ещё очень люблю кино, и оно меня вдохновляет. К сожалению, попасть в мир кино мне затруднительно. Но даже просто вдохновляясь общей темой духа киноискусства и драматургии, можно создавать удивительные полотна, как свои оригинальные картины, так и произведения в жанре фан-арт.
— Как вы получали образование, мешало ли СМА при этом?
-Сейчас времена наступили намного лучше, чем были, когда я учился. Порой задаюсь вопросом: «Почему я не родился лет на десять позже?». Теперь легко получить образование дистанционно, онлайн. А когда я закончил школу, дистанционное образование было лишь в МИФИ. Но и то, оно было никакое не высшее, а наподобие курсов. Однако там я получил представление о профессии дизайнера. Хотя намного больше я познал на опыте, как самоучка. А в детстве я обучался в школе искусств рисованию. И учителя даже приходили ко мне на дом, за что я им очень благодарен. Однако академического образования я так и не получил, о чём жалею. Так что да – болезнь мешает.
Сейчас же наступили более лёгкие времена для обучения. Курсов очень много. Иногда даже я мечтаю где-либо подтянуть свои знания и мастерство. Но тут возникают и вопросы к деньгам, и ещё больше к здоровью: потяну ли я? Сил на всё не хватает. Болезнь по-прежнему мешает, но я не отчаиваюсь. В первую очередь сейчас я трачу все силы на творчество. А в процессе, так или иначе подтягиваю свои навыки. Бесплатных начальных курсов либо свободных видеоуроков в интернете полным-полно. Теперь райское время, чтобы изучать что-то новое. Но серьёзных обязательств для получения образования я брать не могу.
— Почему именно комиксы?
— Совсем маленькие и потешные комиксы, ради шутки, рисовал я уже давно. И ещё тогда я понял, что жанр комиксов намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Всегда очень много рисовки, сложная композиция с фреймами и их расположением. Нужно учитывать всё-всё, включая баллоны текста и их объём. В общем, даже рисуя одностраничный комикс, усилий затрачиваешь много. Поэтому я не стремился этим заниматься. И ещё в своё время я пробовал заниматься анимацией. Однако там работы ещё больше! Представляете, рисовать 24 кадра в секунду!? И так каждую секунду! Или же, если говорить не о классической анимации, а о современном 3D, то и там даже если не рисуешь сам картинку, то полностью создаёшь весь мир, все объекты, и учишь персонажей ходить и говорить! Выходит, работы ещё больше. Так что любой жанр требует огромных трудов, знаний и усердной работы.
Я упомянул о любви к кино. Ближайший жанр к фильмам – мультфильмы. Но мультфильмы делать в одиночку – трудновыполнимая задача. Возможно, комикс – это следующий жанр, родственный кинематографу. Вы знали, что комикс очень похож на технический режиссёрский сценарий? Там присутствует так называемая раскадровка, где в виде набросков изображены кадры будущей картины, написаны диалоги и пояснения к ним… Кстати, именно поэтому на Западе так любят экранизировать комиксы. Так сказать, половина работы по подготовке к съёмочному процессу уже проведена.
Так что комикс – это отличная возможность рассказать историю.
Не могу похвастаться, что у меня в воображении появилась великая история и её следовало показать миру. Нет, всё глупо и банально. Раньше мы всегда общались с сестрой, и какие-то истории рождались у нас сами собой. Я очень любил её смешить и иногда рисовал её в разных образах, а к ним придумывались некие сюжеты… Это очень счастливые воспоминания.
А теперь, чуть возвращаясь к ним, я лишь имею возможность расширить и продолжить те старые истории. И, вероятно, это даже служит некоей психотерапией, потому что я очень скучаю по сестре и тем временам. И теперь, отвечая на вопрос: «Почему комиксы?», я рисую их, чтобы посвятить своей любимой сестре.
— Сложно ли было подготовить первый комикс в одиночку? Или, наоборот, в чём-то проще – можно смело воплощать свои идеи, ни под кого не подстраиваясь?
— Снова вспоминаю прошлое. Помнится, когда меня вдохновляла сестра, я начинал этот комикс. Делал планы сценария, создавал наброски. Начинал рисовать. Но уже на этапе подготовки я понимал, что это будет ОГРОМНЫЙ труд. Нужно иметь много терпения и времени, чтобы столько работы сделать и довести дело до конца. Потом сестра меня стала меньше вдохновлять, и проект был свёрнут. Ну а теперь пришло его время.
Безусловно, в одиночку создавать полноценный комикс очень сложно. Профессионально комиксы рисует команда из сценариста – автора героев, сюжета и всех диалогов и реплик; главного художника, который рисует основной рисунок карандашом (условно грязный); контуровщика – художника, рисующего тушью, делающего чистовую обводку рисунка чёрным цветом; художника-колориста, который раскрашивает рисунки; художника-шрифтовика, занимающегося именно работой с текстом (даже это отдельная большая тема). Так что создание комикса в одиночку – это целая большая работа. Это вызов.
Но это не единичный пример. Я вдохновляюсь такими художниками, как Юкито Кисиро и Майк Миньола, которые тоже были художниками-одиночками, которые полностью придумывали и рисовали свои миры. Их произведения получили признание и даже многомиллионные голливудские экранизации. Мне до этого далеко, но есть на кого и на что равняться.
Безусловно, работать в команде было бы веселее. И я мечтаю найти единомышленников, как сценаристов, так и художников, потому что разрабатывать один сорокастраничный комикс четыре месяца – это нелегко. Да и хочется, чтобы прогресс был быстрее, а качество – лучше. По правде, к тому же выводу пришли и авторы, которых я назвал выше. И, конечно, хочется найти издателя, кто бы смог выпустить мои творения на большой рынок.
А про воплощение идеи, ни под кого не подстраиваясь, – отвечу, что без этого никак. Так или иначе, я делаю свою работу не полностью так, как хочу, а так, чтобы мой читатель её понял. Тут действуют и правила драматургии, и правила художественного построения. От этого не уйти. Всегда нужен некий баланс. Сколько я могу показать своего, но так, чтобы меня поняли другие, не будучи мной. Иногда ловлю себя на мысли, что создаю это, и задумываюсь, как бы понравилось это сестре, а что это бы она оценила… Словно она могла бы быть сейчас моим главным читателем…
— Бытует мнение, что комиксами интересуются исключительно дети и подростки. Вы рассчитываете на какую-то определенную аудиторию или больше ориентируетесь не на потребителей, а на себя? На вашу потребность самовыражения?
— К сожалению, всё ещё живёт этот стереотип, что комиксы – это детский жанр. Хотя я считаю, что, к примеру, жанр мультфильмов уже перестал восприниматься, как будто мультики – это лишь развлечение для детишек. Так и комиксы уже давно повзрослели, и это лишь один из видов подачи искусства, как кино, театр, литература, песня и так далее. Ну а вообще нужно меньше о таком думать и не комплексовать. Если бы Чуковский, Маршак, Носов и остальные, вплоть до Джоан Роулинг, болезненно реагировали на критику «Ха, детские книжечки пишешь?». Попросту бы миллиард людей потерял бы своё детство. Так что, даже творя для юной аудитории, можно сделать многое. Пожалуй, даже куда больше, чем для взрослой. Сказки, которые мы читали в детстве, были тем, что формировало нас как личность. Однако для своих комиксов я ставлю рейтинг 16+. Не могу ограничивать себя детскими историями, мои имеют в себе насилие и жестокость. Кто моя аудитория – я пока не знаю. Я её ищу. Но друзьям, моим ровесникам, понравилось. Понравилось детям родственников и знакомых, кто постарше. Понравилось даже моим, уже немолодым, преподавателям, с которыми я со школы дружу. И это практически наивысшая оценка.
Изучая драму, я вычитал, что история должна быть личной, тогда она найдет отклик у читателя. А мои истории именно такие. Фактически я рассказываю произошедшие со мной события. Просто оборачиваю их в художественную обёртку. Некоторые, особо близкие, понимают, о чём я рассказываю, иначе. Ну, а те, кто понимает лишь моё художественное повествование, надеюсь, неосознанно могут прочувствовать его глубину.
— В ближайшее время у вас выходит второй комикс. Уже есть планы насчет третьего?
— Да, второй уже отдан в печать, и я жду его тираж.
Не буду загадывать, на сколько выпусков я рассчитываю. Вдруг не сбудется!? Но первые два выпуска – это лишь знакомство с героями и экспозиция. Чтобы закончить эти истории, ещё должны быть развитие и кульминация. Так что должен быть и третий, и так далее… Плюс, какой отклик будет у читателя. И смогу ли я сделать продукт коммерчески успешным? Поживём – увидим.
— Пока вы заняты работой над комиксами, находите ли время на другие виды творчества?
— Стараюсь успевать рисовать картины маслом. Но, увы, комикс отнимает столько времени и сил, что практически больше ни на что не остаётся…
Вот сейчас, когда работа над вторым окончена, сделаю небольшой перерыв. Выполню некоторые заказы и сделаю пару картин. Очень страшно перегореть. Так что всё делать нужно в меру…
— Искусство для вас – это отдых, работа, образ жизни?
— Если бы это был отдых, то вышло бы так, что я постоянно отдыхаю! Вот я счастливый. А если работа, то получается, что работаю без выходных. Так что это лишь определённый ракурс. Очевидно, что образ жизни. Но это приятно, ведь быть творцом – это здорово.
Беседовала Оксана Дучевич