Нурият Абдурашидовой из Санкт-Петербурга 7 лет. Она любит красивые платья, мультфильм про ёжика и… синхронное плавание, которым занимается уже год. Да, 2 тип СМА хотел приковать к коляске, девочка не передвигается и не пересаживается сама. Но она может плавать с помощницей-тренером, в воде, где с тела, кажется, падают гири, и получается танцевать.
Музыка, про себя — отсчёт ритма: раз-два-три, плавный поворот головы, и движения настоящего танца девочек, которые уже не мечтают ходить. Костюмы с блестками, волнения, аплодисменты, жизнь.
Нурият закрывает глаза и представляет себя принцессой или героиней фильма в платье-пачке, кружащейся по замку. Инвалидная коляска — в стороне у бассейна. «Ты лучшая»,- скажет ей мама.
— Это было год назад- вспоминает мама, — я пришла в бассейн, потому что моя хорошая знакомая с ребёнком на инвалидности уже занимались здесь. Я понимала, что у нас «тяжелый» тип заболевания, Нурият очень слабенькая, сама, без корсета, она может только минут 20 голову подержать, но, вдруг? Дочка всегда любила воду: ванну или море. И я решила попытаться найти бассейн, чтобы Нурият научилась держаться на воде. И вдруг — синхронное плавание. Группа девочек со СМА примерно одного возраста образовалась быстро, в течение месяца, и тренер нам предложила создать вот такую команду по синхронному плаванию. Сначала просто несколько тренеров, увидев, что наши дети со СМА общаются между собой, предложили сделать что-то интересное. И мы с радостью согласились. Все задуманное на удивление стало воплощаться. Нам поставили один номер, потом второй. Детям как нравилось! Ждали каждый раз встречи друг с другом, с тренером.
Недели 2-3 девочки просто привыкали к воде, к тренеру. Это было очень важно, тренер должен чувствовать ребенка, иначе не будет контакта и возникнет страх воды. У каждой девочки — индивидуальный тренер, которая поддерживает и помогает.
Нашего тренера зовут Наталья Иванова. Она молодой энергичный специалист, которой мало обычных рамок, она все время воплощает что-то интересное и особенно важное для тех, кого другие могут посчитать полностью бесперспективными.
Наша первая встреча состоялась. Ребенок был в восторге, со второго занятия она уже держалась на воде, а на третий раз — держалась без поддержки тренера. То есть, Наташа была в воде рядом с ребенком, естественно, всю тренировку, но руку незаметно убирала, и дочка держалась сама. Дальше они начали чего то достигать, дочка научилась делать какие-то упражнения, потом они связывали все элементы и неожиданно получались красивые движения, танец. Я не рассчитывала, что мой ребенок сможет такое делать. Для меня это была фантастика. Развернуться на 360 градусов в воде горизонтально для моего ребенка было нереально, но это происходило. В обычной жизни Нурият не поворачивается больше 90 градусов. К этому шли долго, нужно было научиться управлять телом, и чтобы тренер знал в какой момент, например, от 180 градусов переходить на 240 и так далее, то есть, все было под контролем.
Наш тренер вывела Нурият на хороший уровень. Дочка начала подныривать и выныривать на спину. У меня ребенок не контролирует голову во всех положениях. Тренер справлялась. Учитывая состояние дочки, они достигли просто нереальных высот. Каждый раз Наталья присматривалась, находила новые точки, возможности, с которыми можно работать и развить ту или иную линию движений. Не останавливались на достигнутом. Элементы усложнялись, добавлялись. Когда дочка уже полностью доверяла тренеру, могли появиться новые упражнения, которые ребенок воспринимал на «ура». Были и упражнения, к которым Нурият очень тревожно относилась, потому что ей было физически трудно их воплотить, но позже она все равно научилась их делать.
Не было этого раньше, если я сама делала дочке упражнения, это была моя активность, не ее. А сейчас у неё увеличилась амплитуда движений, появилась какая-то своя сила.
Я поняла, что в каждом ребёнке, каким бы он ни был слабый, есть то, что можно развить. Да, моя дочка не будет спортсменом и не победит в олимпийских играх, но она сможет достичь то, чему будет радоваться внутри от того, что смогла.
Конечно, у меня было много опасений. Нурият очень часто болела, а для наших детей любая простуда может дать тяжелейшие последствия. И вдруг — бассейн. Там сразу столько бактерий, микробов и люди, люди вокруг. И как-то тренер справилась и с моим страхом. Но главное, не было отношения, что с таким ребенком ничего не сделаешь. Она сказала «Попробуем!», и добавила, что тренеру и ребёнку нужно чувствовать друг друга. Если не будет доверия — лучше найти другого тренера. В первый день Наталья взяла мою Нурият и они вместе пошли в воду. С тех пор так вместе и занимаются.
Другие тренеры, видя наши успехи, тоже захотели поучаствовать в тренировках с детьми-СМА, и у нас появилось еще несколько детей с таким же диагнозом, так создавалась команда.
Дети с тяжелой формой СМА делали погружение в воду, полное погружение, до дна бассейна, держались там какое то время, потом выплывали синхронно. И это погружение, когда задерживаешь воздух под водой, очень полезно для наших детей в качестве тренировки для легких.
В этом году, осмелев в бассейне, дочка пошла в школу. Когда она научилась держать в руках ручку- я сказала: «Пора в школу». Ещё год назад я была уверена, что дочка будет обучаться только на дому. Но в бассейне я увидела, как ей нужен коллектив, она хочет быть со всеми и везде. И вот. 1 сентября моя Нурият пошла в 1 класс. Она получает огромное удовольствие от своего класса и от занятий. Посещает все уроки, выдерживает нагрузку, а после занятий обязательно — в бассейн.
Когда-нибудь, что-нибудь, может, поменяется? Я все-таки надеюсь на 21 век, на умы, на технологию, и моя дочка в будущем сможет быть тем, кем мечтает: тренером по плаванию.
По поводу занятий детей-СМА в бассейне и основании группы по синхронному плаванию, мы взяли комментарий у мастера спорта по плаванию, гидрореабилитолога, тренера девочки, Натальи Ивановой:
— Во время занятий все наши дети научились плавать, держаться на воде, и это очень здорово, потому что девчонки на колясках, но смогли себя свободно чувствовать в воде. Научились девочки не только нырять, но и друг с другом общаться.
Но, если говорить о заболевании, несмотря на то, что диагноз у детей одинаковый, они все — очень разные. Даже с одним типом дети разные. Кто-то послабее, кто-то посильнее. Поэтому, не смотря на групповой итог, занятия вначале должны быть индивидуальными, и подход должен быть к каждому ребёнку со СМА — свой. Само по себе синхронное плавание нужно больше для разрядки, для того, чтобы дети почувствовали себя в коллективе и проявили себя с теми навыками, которые они получили на индивидуальных занятиях уже в группе, показали кто на что способен. И тут даже важны небольшие соревновательные моменты.
Я не смогла не отметить, что в результате регулярных тренировок детям стало легче дышать, поскольку во время погружения, ныряния — развивается грудная клетка. Помню начало занятий с нашими девочками: высокое слюноотделение, частое прерывистое дыхание – это все ушло. Постепенно стало все меньше откашливаний, дыхание нормализовалось, ручки стали смелее, потому что мы делали много упражнений с палками, а дальше — они, с поддержкой, научились плавать. Мы с девочками могли проплывать 25 метров под водой с задержкой дыхания. Естественно, я с ними была в воде. Кто посильнее — плавали сами. Например, Нурият научилась переворачиваться в воде, а потом она научилась это делать дома на диване. То есть, девчонки научились переворачиваться с груди на спину, со спины на бок, научились делать кувырки, плавать и работать ручками.
Как я вырабатывала методику?
Да, ребёнок, его тело и состояние, сам подсказывает что он может и какой у него потенциал. Я достаточно давно работаю в реабилитации и понимаю, что под каждого ребёнка нужно подстраиваться. Особого ребёнка нужно по особому чувствовать. Если мы берем слабых детей со СМА, с ними надо быть особенно аккуратнее. Они все очень плохо держат голову и вертикальные упражнения на натяжение шейного отдела при малейшей ошибке могут привести к подвывиху. Все упражнения нужно вводить постепенно. Постепенно учить дышать, подключать руки, ноги, а позже можно добавлять утяжелители. И особенно нужно быть внимательным к тому, чтобы не передержать ребенка в воде, иначе вода станет врагом, он испугается.
А самое главное, что может подарить такой ребёнок — своё доверие. Для него нужно быть не только тренером, но и психологом, и другом.
Беседовала
Елена ВЕРБЕНИНА