Двадцатилетняя Даша Елькова внесена в Книгу рекордов России как самый юный тренер с инвалидностью по горнолыжному спорту, она каждый год повышает квалификацию и не останавливается на достижениях
Даша живет в Сочи не так уж давно. Три года назад, в семнадцатилетнем возрасте, она с мамой и собакой переехала из Москвы в Красную Поляну, чтобы тренировать там детей. А вы знали, что Даша ‒ инструктор по горным лыжам?
Она ходит. Это уже радует. Это даётся с немалым трудом: тренировки у Даши ежедневные, минимум по полтора часа, чтобы тело не сдавалось и не забывало, что может. В общем, несмотря на СМА 3, Даша ‒ спортсменка. И это ещё не все. Она внесена в Книгу рекордов России как самый юный тренер с инвалидностью по горнолыжному спорту, каждый год повышает квалификацию и, не собираясь останавливаться на достижениях, уверенно говорит: «У меня столько всего впереди». Но обо всём по порядку.
— Даша, расскажите, с чего началось все то, чем вы сейчас живёте?
‒ Для начала у меня было желание переехать в Сочи. И мы это сделали. Мне легче здесь дышать, климат подходящий, и работа моя ‒ здесь. Работу свою я очень ценю: занимаюсь любимым делом и на жизнь зарабатываю. В 16 лет я попала в паралимпийскую сборную по горным лыжам. Я подумала о том, что мне стоит пройти инструкторские курсы, потому что в России есть Национальная лига инструкторов, которая является партнёром Международной ассоциации инструкторов. В 17 лет я их прошла. На данный момент я квалифицированный инструктор по горнолыжному спорту.
Горными лыжами я сейчас занимаюсь с детьми с инвалидностью. Имею первый взрослый разряд, являюсь инструктором проекта «Лыжи мечты». В этот проект я когда-то сама пришла как участница, а сейчас стала инструктором. Работаю я только зимой на Роза Хутор.
‒ Вам не было страшно в том плане, где СМА и где лыжи? Как вы полюбили это спорт? Как появилось мастерство?
‒ Я заметила, что горнолыжный ботинок, он как тутор: держит ногу, фиксирует её. В 14 лет я пришла сначала в программу для детей с особенностями «Лыжи мечты», тогда было лето, проходили занятия на роликах, и на них я кататься совершенно не смогла, мне было некомфортно, потому что ботинки на роликах так устроены, что ногу они плохо держат, не фиксируют. А на лыжах ‒ большая площадь опоры, мне на них было легко кататься. Потом я стала тренироваться, освоила технику, и у меня стало получаться, как у здорового человека.
‒ Заболевание всё-таки прогрессирующее. Вы это ощущаете или удаётся купировать ухудшения с помощью тренировок?
‒ У меня был «откат» два года назад, мне тогда резко стало хуже, потому что, видимо, я перетренировалась, а это при нашем заболевании тоже опасно. Но сейчас с помощью фонда «Семьи СМА» мне удалось получить патогенетическую терапию, поэтому уже нет такого прогрессирования заболевания. Получить лечение препаратом нового поколения было довольно трудно, поскольку я взрослая, но в итоге, общими огромными усилиями, удалось его добиться. И сейчас я понимаю, что все эти усилия не были напрасными, я вижу хороший результат.
‒ То есть вы ходите, полностью себя обслуживаете, передвигаетесь, практически как обычный человек, и можете даже в гору подняться на лыжах и обучать других. Для человека со СМА даже третьей формы это фантастика. А как вы впервые встали на лыжи?
‒ Это было ещё в Москве, мне было 14 лет. В том возрасте я, кстати, хуже ходила, чем сейчас. Я попробовала лыжи тогда просто как метод реабилитации, потом пришла в спортивную школу, оттуда попала в паралимпийскую сборную по горным лыжам и там получила 1 разряд.
‒ Какие трудности могут ожидать человека со СМА в таком довольно экстремальном виде спорта?
‒ У меня есть такая небольшая проблема: если я на лыжах упаду, я не смогу с них самостоятельно встать, как здоровые люди. Мне приходится расстегивать полностью лыжу. Просто не хватает сил встать, не расстегивая лыжи. В таких случаях мне приходится быстро расстегивать крепление, вставать и заново полностью застегиваться.
‒ А кто вам предложил быть инструктором?
‒ Вообще обо всем этом я узнала от своего друга, посмотрев его видео в горнолыжном комплексе. В 17 лет я уже работала с обычными детьми, здоровыми, в Подмосковье. Меня туда взяли, хотя я думала, что меня не возьмут: с нулевым опытом и инвалидностью. Жила я в Москве, в районе Филевский парк, а ехать нужно было в район Балашихи, в горнолыжный комплекс Лисья гора. Три часа я ехала на работу в одну сторону, добиралась очень тяжело, но именно там я получила свой опыт и категорию инструктора после практики стажёра.
‒ Ваш самый первый урок. Было страшно?
‒ Да. Было действительно страшно. На первом уроке у меня был ребёнок четырёх лет, я очень волновалась: вдруг я как-то неправильно буду работать с ним. Помню, сначала я ему показывала, как лыжи скользят, потом ‒ как встать в стойку плуга, я ехала спиной вперёд и держала его. Постепенно мы оба многому научились.
‒ Вы никогда не обучали взрослых людей?
‒ Обучала, в Подмосковье. На самом деле, взрослого научить простым поворотам в плуге можно за одно занятие.
‒ При приеме на работу ваши работодатели знали о вашей инвалидности? Не была ли она препятствием?
‒ Да, работодатели знали, конечно, о моей инвалидности. Но мне не отказали. На тот момент требовался инструктор, который мог бы заниматься с детьми. Меня сначала взяли как стажера, и только увидев, что у меня что-то получается, взяли в качестве инструктора.
‒ Вы можете сами путешествовать на большие расстояния? Или вас кто-то должен сопровождать?
‒ Бывает, я путешествую одна или прогуливаюсь. Для меня в этом ничего особенно тяжелого нет.
‒ А за что вы внесены в Книгу рекордов России?
‒ Я самый молодой инструктор России по горнолыжному спорту с инвалидностью. Также имею повышенную категорию инструкторской категории в Национальной Лиге инструкторов.
‒ Как вы научились преподавать деткам с особенностями?
‒ Я проходила специализированный курс, сдавала экзамены, прошла практику. Это было, когда я ещё училась в старших классах. Потом я поступила в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, но позже перевелась в Спортивный колледж, решила сначала закончить его по специальности «инструктор адаптивной физической культуры».
‒ Вы довольно активно ведёте социальные сети, у вас немало подписчиков, которые следят за вашей жизнью. Для вас важно рассказывать о себе?
‒ Основная моя аудитория ‒ это родители учеников, не считая коллег по работе. Мне важно, чтобы они и их дети тоже смотрели и не сдавались.
‒ Вам ваше заболевание насколько мешает жить? Или не мешает?
‒ Немного мешает, но, с другой стороны, это заболевание открыло во мне определенные способности, а благодаря активному образу жизни, а также на фоне патогенетического лечения, я узнала, как можно бороться с заболеванием и практически победить его.
Я помню период резкого ухудшения, не хотелось бы снова пережить его. Я чувствовала слабость в ногах, и у меня резко снизился объем лёгких, ночью приходилось спать с НИВЛ. Сейчас это в прошлом.
‒ На ваш взгляд, насколько людям со СМА важно заниматься гимнастикой?
‒ Это очень важно, потому что нужно восстанавливать утерянные навыки и не допускать, по возможности, прогрессирования заболевания. Я всё время занимаюсь дома, каждый день, кроме выходных, по часу-полтора. Сама тренируюсь. Заметила, что недавно я смогла сесть на корточки, а последний раз я на них сидела в три года.
‒ Необходимость постоянных занятий гимнастикой не надоедает вам?
‒ Несомненно, гимнастика надоедает. Но всё же, если человек взрослый, должен понимать, для чего это нужно. И делать это необходимо всю жизнь.
Фото взято из социальной сети
‒ Как вы проводите свободное время? Что вам нравится?
‒ Скажу честно, кроме лыж, меня мало что интересует. Я могу, конечно, читать книги, ходить в кино, но в приоритете у меня моё занятие.
‒ А что для вас дети, с которыми вы занимаетесь? Ведь на ваших глазах у ребят начинает что-то получаться, благодаря вашим советам, инструктажу.
‒ У ребят появляется больше мотивации, гляля на меня, поскольку они видят, что у них физически похожее со мной состояние. Занимаюсь сейчас я детьми с ДЦП, и только до десятилетнего возраста, более старших для регулярного обучения не смогу взять.
‒ Вы не боитесь посреди улицы просто упасть на ровном месте с высоты роста? Знаю, что у людей со СМА, которые даже могут ходить, есть такая проблема.
‒ Я стараюсь аккуратно ходить и долгое время, пока ноги не стали более устойчивыми, ходила в ортезах, чтобы не падать. Потому что, да, если я споткнусь и упаду, скорее всего, я уже не встану.
‒ У вас индивидуальные занятия. И на вас ‒ ответственность за ребёнка, с которым вы занимаетесь. Тем более, ребёнка с особенностями. При этом вокруг ‒ горы, довольно опасный участок. Не страшно ли, что, если что-то случится, у вас может не быть физических сил, чтобы, к примеру, после серьезного падения поднять ребёнка?
‒ Страха нет в силу некоторых факторов: ребёнок находится в шлеме, в полной защитной экипировке, мы не ведём его на какие-то крутые трассы, а занимаемся на учебных склонах, пологих участках, где довольно многолюдно. Родители, кстати, должны быть обязательно предупреждены, что инструктор ребёнка ‒ человек с инвалидностью.
‒ Даша, а что бы вы посоветовали людям со СМА, учитывая, что вы прошли и чего добились?
‒ Я бы посоветовала, несмотря ни на что, всё-таки стараться заниматься каким-то видом спорта или активным видом отдыха, насколько это возможно. Даже для колясочников есть немало вариантов в этой области. У нас, на Розе Хутор, есть занятия со сноуслайдером для колясочников, а также летом ‒ ролики с адаптивным для маломобильных людей ролятором. Недавно проводились даже адаптивные походы в горы для колясочников, надеюсь, они скоро возобновятся. Думаю, это и метод реабилитации, и насыщает жизнь интересом, и даёт веру в себя.
‒ А что для вас ваши занятия?
‒ Это часть моей жизни, и за эту часть я ее и люблю.
Беседовала
Елена Вербенина